История техники декупаж
История декупажа давняя и увлекательная, эта техника в разные времена заимствовала традиции и приемы разных стран – от Европы до Восточной Азии
История декупажа давняя и увлекательная, эта техника в разные времена заимствовала традиции и приемы разных стран – от Европы до Восточной Азии. На протяжении веков декупаж собирал таких именитых поклонников, как Мария-Антуанетта, маркиза де Помпадур, Байрон, Браммел, Анри Матисс и даже Пикассо.
История декупажа XII-XVIII веков
Еще в XII веке китайцы изготавливали бумажные вырезки в ярких тонах для декорирования оконных рам, подарочных коробок и других предметов. Принято считать, что китайская практика декупажа пришла от народов Сибири, где подобные украшения находят в захоронениях древних кочевников.
Европе также не оставалась равнодушной к декоративным вырезкам – на протяжении нескольких столетий польские и германские ремесленники широко применяли бумажные фрагменты для украшения поделок. В Польше народное творчество особенно далеко продвинулось в изготовлении резных стилизованных животных, птиц.
Но больше всего напоминают современные поделки декупаж деревянная мебель и предметы интерьера с Дальнего Востока, которые в XVII веке привозят наши торговцы. Восточные лакированные изделия стали так популярны в России и Европе, что спрос очень быстро превысил возможности торговых маршрутов.
Чтобы удовлетворить запросы состоятельных клиентов, венецианские столяры и лакировщики (называемые depentore) начали подделывать восточные изделия декупаж. Работа предприимчивых ремесленников получила название lacca contrafatta – «контрафактный лак». Это был рассвет европейского декупажа.
Для ручной раскраски шкатулок, комодов и других поделок декупаж ушлые предприниматели нанимали десятки учеников. В их цехах денно и нощно выжигали на дереве гравюры великих художников. В дальнейшем эти деревянные элементы вырезали, приклеивали к лицевой поверхности поделок и покрывали несколькими слоями лака.
Получались чудесные поделки декупаж, напоминающие дефицитные товары из Китая и Японии, но с неповторимым европейским акцентом. Параллельно аристократы и купцы нанимали мастеров декупажа для декорирования своей мебели, деревянных стен и потолков в диковинной технике.
История декупажа с XVIII века до наших дней
Со временем из-за чрезмерного спроса и дороговизны резных изделий появилась альтернативная техника, более доступная. Для украшения просто брали красивый рисунок и приклеивали его к декорируемой поверхности, покрывая лаком. Эта техника получила красноречивое название l’arte del povero – «искусство бедняков».
Дешевая, быстрая и широкодоступная техника, «искусство бедняков» процветало на территории Европы еще в XVIII-XIX веках. Дамы с художественными наклонностями вырезали элементы картин и приклеивали на свои шляпки, туалетные столики, всевозможные флакончики и кухонную утварь.
Шедевры Ватто, Фрагонара, Пильмана, Буше и ряда других легендарных художников пользовались огромным успехом у мастериц декупажа. Великолепные образцы поделок той эпохи и поныне можно видеть в музеях и частных коллекциях Европы – бюро, шифоньеры, шкафы, шкатулки, пропитанные лаком и духом времени.
Нельзя обойти вниманием английскую мастерицу Мэри Делани. Эта веселая, умная, очаровательная и всесторонне одаренная дама долгие годы была доверенной особой короля Георга и Шарлотты, весьма любимой при королевском дворе.
В кругу ее ближайших друзей числились писатель Джонатан Свифт, художник-иллюстратор Уильям Хогарт и ботаник Джозеф Бэнкс, чье влияние четко прослеживается в дальнейшем творчестве Делани.
Удивительно, но в 70 лет Мэри Делани начала изготавливать изысканные и ботанически точные репродукции растений и цветов, разрезая тоненькую папиросную бумагу, которую она сначала красила вручную. Она создавала свои «бумажные мозаики», как сама их называла, вплоть до конца жизни, когда у пожилой мастерицы сдало зрение.
Эти превосходные вырезки бережно хранятся в Британском музее и сегодня.
Подобно миссис Делани, многие английские дамы в XVIII веке были увлечены искусством украшения вырезанными изображениями под лаком, а виртуозное владение ножницами в высшем обществе тогда было само собой разумеющимся. Сама техника получила имя Japanning – европейская имитация азиатских лаковых поделок.
В 1760 году лондонский книгопечатник Роберт Сайер издал настоящий бестселлер «Дамское развлечение» или же «Искусство японинга». Книга содержала 1,5 тысячи иллюстраций для ремесленников, но обрела особую популярность у аристократок, любивших раскрашивать, вырезать и вставлять очаровательные рисунки.
Руководство также содержало 5 страниц с инструкциями о том, как окрашивать, склеивать, лакировать и отполировать вырезки. Инструкциям предшествуют «указания для композиции», в которых сообщается о гармоничном сочетании предметов. Эта книга заинтересует современных мастериц декупажа, которые обожают поделки под старину.
В XIX столетии, в викторианскую эпоху, ручная раскраска и замысловатое вырезание уступили место более сентиментальному и изящному коллажному стилю. Это совпало с появлением «валентинок», а также с массовым производством тисненой декоративной бумаги для рукоделия. Многие английские няни учили девочек декорировать различные предметы в технике декупаж, несущей особое обаяние и сентиментальность.
Наконец, в XX веке родился термин Découpage – от французского découpeur, что означает «вырезать». Бумажные вырезки собирались в композицию, приклеивались и покрывались 35-40 слоями лака, которые отшлифовали до идеального блеска – так выглядела традиционная техника декупаж на заре прошлого столетия.
В наши дни декупаж стремительно распространился по миру, проник во все слои общества, обогатился тысячами новых идей. Современная промышленность подарила мастерицам невиданные ранее материалы, лаки, краски, клеи, салфетки для декупажа. Остается творить и наслаждаться фантастическим разнообразием!