История штампинга: от королевского перстня до скрапбукинг альбомов
Мы все знаем, как пользоваться штампингом, но далеко не всем читателям известна увлекательная история этой древней техники
Сегодня мастерицы скрапбукинга при слове «штампинг» сразу представляют разнообразные резиновые и акриловые штампы, подушечки, флаконы с чернилами. Мы все знаем, как пользоваться штампингом, но далеко не всем читателям известна увлекательная история этой древней техники.
Первая техника штампинга: восковые штампы
Штампинг в скрапбукинге – это достижение ХХ столетия. А начиналось все с восковых штампов, которые не требовали чернил и применялись совершенно с иными целями. На территории древней Месопотамии археологи находят восковые штампы, возраст которых превышает 6000-7000 лет! Тогдашние печати служили для подтверждения подлинности важных документов и изготавливались из грубых материалов – кости и камня. Дожившие до наших дней экземпляры напоминают длинную трубочку с оттиском на конце – ученые полагают, что чиновники носили их в руках.
В раннем средневековье европейцы широко использовали печати и штампы в официальных документах.
Английский король Эдуард Исповедник ввел эту славную традицию в середине XI столетия первым среди местных монархов.
Перстень-печатка стал знаком власти монархов на многие века, а фраза «целуй мой перстень» - буквальным наставлением для подданных.
Самый известный перстень-печатка – папское кольцо, или кольцо рыбака – остается важным церемониальным элементом поныне. По традиции, начиная с XIII столетия, для каждого вновь избранного Папы изготавливается новое кольцо, а старое разрушается молотком после смерти владельца.
Нужно ли говорить, что в современной жизни восковой штамп безнадежно устарел по двум причинам: поголовная грамотность и изобретение более практичных резиновых штампов! Подпись подтверждает идентичность документов, а резина и чернила стали основой штампинга в скрапбукинге.
История чернил для штампинга
Наряду с изобретением в средневековой Европе печатных блоков появился их обязательный спутник – чернила для штампинга.
Когда Гуттенберг трудился над прототипом первого печатного станка (1440-е годы), для книг использовался примитивный спред на жирной основе – этот прообраз чернил для штампинга был неудобным в применении, липким, требовал длительной сушки. Оригинальные чернила изготавливали на масле семян льна, которое отлично приклеивалось к металлическим блокам и давало четкий оттиск. На этом плюсы заканчивались.
Поскольку процесс высыхания чернил мог занимать месяцы, в них начали добавлять глет – оксид свинца, применяемый в керамике. Со временем изобретатели вводили в состав другие растительные масла, методом проб и ошибок. Повышая температуру и содержание жирных кислот в чернилах, печатникам прошлого удалось существенно сократить время высыхания и сделать бумажную продукцию доступнее.
И только в XIX веке появились чернила на основе нефтепродуктов, которые произвели настоящую революцию в книгопечатании и штампинге. К сожалению, более экологичные водные и пигментные цветные чернила увидели мир только в 1970-х, благодаря жестокому нефтяному кризису на Западе и четырехкратному подорожанию «черного золота». Недаром говорят: нужда – мать изобретений!
Штемпельные подушечки, к которым привыкли современные мастерицы скрапбукинга – тоже новое изобретение. На рубеже ХХ века в деловом и коммерческом штампинге широко применялись наборы, состоящие из флакона концентрированных чернил и отдельного флакона с растворителем. Сегодня мы лишены сомнительного удовольствия смешивать токсичные компоненты перед каждым использованием.
Кто изобрел резиновые штампы?
Путь от изобретения вулканизированной резины к резиновым штампам извилистый и связанный с интересными личностями.
Не менее трех предпринимателей приписывают себе изобретение резиновых штампов – все они в 1860-х годах работали в разных частях Америки. Вполне возможно, что минимум двое из них сделали гениальное открытие совершенно независимо друг от друга.
Наибольшие шансы стать изобретателем резиновых штампов имеет житель Нью-Йорка по имени Джеймс Ортон Вудрофф. Увидев однажды технологию маркировки деревянных ванн с помощью вырезанных вручную резиновых букв, Вудрофф сообразил использовать вулканизированную резину для изготовления штампов. Правда, ни один его прототип не сохранился – растворители были беспощадны к резине!
Другие претенденты на пальму первенства – Генри Лиланд из Массачусетса и некто Уизерелл из Иллинойса. Последний, когда его попросили воспроизвести прототип резинового штампа много лет спустя, странным образом не справился с задачей и навлек на себя позор.
Интересный факт: все «изобретатели» резиновых штампов работали со стоматологическими вулканизаторами, которые двести лет назад использовались для изготовления основы зубных протезов. Дешевый и удобный источник вулканизированной резины.
Как бы то ни было, дело стремительно пошло вверх. Предприимчивые американцы уже в 1866 открыли в Балтиморе компанию по производству резиновых штампов, а в 1889 некто Дорман запатентовал «потоковый вулканизатор» - специально для новой продукции. К 1892 году только в США более 4000 больших и малых фирм производили резиновые штампы для творчества или деловой документации.
Ранние коммерческие штампы пользовались спросом у владельцев лавок и магазинов – ими было так удобно печатать ценники!
Резиновые штампы для творчества
Техника штампинга в творчестве впервые использовалась в дореволюционной России в 1912 году. Ее родоначальниками стали футуристы, украшавшие оттисками сборники своих стихотворений. Можно утверждать, что это первый пример штампинга в скрапбукинге. У них сочетались приемы штампинга, журналинга. Произведения русских мастеров очень напоминают нынешние шедевры в силе микс-медиа (mixed media).
Зародившееся в 1940-х годах направление мейл-арт дало новый толчок развитию штампинга в творчестве. Проложил дорогу этому искусству американский художник Рэй Джонсон, который начал экспериментировать с почтовой корреспонденцией в 1943 году. К удивлению, понятия «мейл-арт» (mail art) не существовало вплоть до 1960-х, когда Йоко Оно, Брехт, Вотье и другие энтузиасты не принесли ему всемирное признание.
Хотя в 1990-х объем почтовой корреспонденции катастрофически сократился из-за внедрения Интернета, мейл-арт существует до сих пор.
Техника штампинга нашла свое место в кардмейкинге и скрапбукинге – двух самых популярных направлениях бумажного творчества.
Резиновые и более современные силиконовые, фотополимерные штампы остаются универсальным и удобным инструментом для украшения скрапбукинг альбомов, пригласительных, открыток. Создание фонов, журналинг – это обязательная техника для каждой мастерицы.
Самый большой в мире резиновый штамп
Фанаты кардмейкинга без устали спорят о том, чья коллекция штампов самая большая.
Но споры по поводу самого большого штампа прекратились еще в 1982, когда Клаус Ольденбург и Кусье ван Брюгген спроектировали гигантскую скульптуру в виде штампа с надписью FREE для офиса Standard Oil (Кливленд, США). Высота скульптуры составляла более 8 метров!
Слово FREE «вырезали» на штампе в честь освобождения темнокожих рабов после Гражданской войны в Америке.
Самый большой резиновый штамп ждала непростая судьба. Еще до установки скульптуры SOHIO была выкуплена British Petroleum, и уникальному проекту пришлось пылиться на складе. В 1991 символ освобождения от рабства пожертвовали властям Кливленда и установили в Уиллард-Парке.
Техника штампинга сегодня
Но закончим с лирикой и вернемся к рукоделию. Современные тренды штампинга в скрапбукинге – это превосходная смесь, отражающая первоначальное назначение штампа как функционального инструмента и уникального украшения арт-проекта.
С развитием технологий появились фотополимерные штампы - новое слово в творчестве.
Фотополимерные штампы полностью прозрачные и используются с акриловыми блоками. В их основе лежит жидкий фотополимер, обладающий свойством затвердевать под действием ультрафиолетовых лучей. 100% прозрачность изделия гарантирует, что мастерица видит точное положение оттиска на листе. Это означает высочайшую аккуратность штампинга, минимум бракованных листов и выброшенных нервных клеток.
Второе преимущество фотополимерного штампа – это цена. Акриловые изделия намного проще в производстве и доступнее. Несмотря на возрастающую популярность акрила, резиновые штампы остаются любимыми миллионами мастериц по всему миру.
Они имеют репутацию прочных, износостойких и долговечных инструментов для творчества.
Если Вы начинаете свой путь в кардмейкинге или скрапбукинге – обязательно освойте штампинг.
Команда интернет-магазина Samodelki.me поможет Вам подобрать инструменты и материалы для любых проектов. Обращайтесь!