Увлекательная история скрапбукинга с XV до XX века
Скрапбукинг – всем известное искусство хранения, организации и презентации личной и семейной истории в виде книг, альбомов, коробочек.
Скрапбукинг – всем известное искусство хранения, организации и презентации личной и семейной истории в виде книг, альбомов, коробочек. Типичными материалами для скрапбукинга служат фотографии, журнальные вырезки и всевозможные произведения искусства.
Скрапбукинг пользуется необычайной популярностью по всему миру, и немногие мастерицы задаются вопросом, откуда пошло это хобби. Принято считать, что скрапбукинг родился вместе с искусством фотографии, но в действительности это гораздо более древнее творчество.
Ранние дневники и скрапбукинг-альбомы XV века
Чтобы история скрапбукинга стала понятной, мы должны вернуться в глубокое средневековье – к первым книгам и дневникам. Уже тогда в среде высокообразованных людей была мода вести личный дневник или альбом, где записывали мысли о жизни и событиях окружающего мира.
Самый ранний из этих сохранившихся дневников, известен как Journal d'un bourgeois de Paris («Дневник буржуя из Парижа»). Его хозяин, анонимный священник, скрупулезно вел записи с 1409 до 1449 года, подарив современному читателю массу интересных фактов.
Сведения о повседневной жизни средневекового Парижа являются подлинной сокровищницей для историков, а оформление уникального дневника для нас служит первым свидетельством появления скрапбукинга.
Повседневные книги: первые скрап-блокноты
В эпоху Возрождения (XIV-XVII века) благородные и образованные европейцы начали вести «повседневные книги», или commonplace. Вообще, их название восходит к латинскому locus communis, и обозначает «мысль, идея для повседневного использования».
Такие книги служили настоящими энциклопедиями повседневных знаний для конкретного человека: любимые рецепты, стихи, мудрые цитаты, таблицы мер и весов, статьи законов, профессиональные заметки.
Поскольку печатный станок не был изобретен, а до запуска Гугла и Википедии оставалось несколько веков, «повседневные книги» заменяли интернет и библиотеку в одном лице. В их дизайне уже прослеживались некоторые черты современных изделий скрапбукинга.
Записками такого рода пользовались Джон Мильтон, Френсис Бэкон, Бетховен, Дарвин, и даже американский президент Томас Джефферсон, «скрап-блокноты» которого хранят в Библиотеке Конгресса США.
Фрагмент английской «повседневной книги» неизвестного автора
Совершенствование печатного станка и революционное изобретение Иоганна Гутенберга в XV веке открыло многим людям доступ к печатным книгам. Если до этого все знания передавали на бумагу путем трудоемкого переписывания, теперь появилась печатная литература.
Вместе с этим мы начали активнее делиться знаниями друг с другом. Ренессанс оказался, в некотором роде, первой эпохой информационной перегрузки. Приближался неотвратимый закат «повседневных книг».
Тем не менее, персональные энциклопедии полезных знаний оставались востребованными еще несколько веков. Сегодня в интернете есть мастер-классы по изделиям скрапбукинга, а тогда издавались полноценные руководства по изготовлению «повседневных книг».
В 1512 году Эразм Роттердамский выпустил De Copia – одну из лучших подобных инструкций. А уже в 1685 году английский философ Джон Локк придумал алфавитный указатель для самодельных альбомов и блокнотов, которым пользуемся мы с Вами.
Страницы с картинками: прообраз скрап-альбомов
В XVII-XVIII веках были скомпилированы первые скрап-альбомы с изображениями. Они содержали коллекции из гравюр, рисунков и других произведений искусства. Состоятельные европейцы демонстрировали гостям эти альбомы в специальных укромных комнатах – Wunderkammer («кабинетах редкостей»).
Одним из известнейших поклонников скрап-альбомов прошлого слыл Сэмюэл Пипс, член британского парламента и военно-морской чиновник, один из самых образованных людей своего времени.
Пипс собрал коллекцию тематических альбомов с рисунками со всей Европы. В последние годы жизни Пипс был настолько одержим альбомами, что не расставался с профессиональным переплетчиком!
Книги с дополнительными иллюстрациями
В конце XVIII набирают популярность книги с дополнительными иллюстрациями. Иногда мастера добавляли картинки прямо в существующие страницы книги, а иногда полностью разбирали книгу, вставляя в нее пустые страницы для дальнейшего творчества.
Эта практика была и остается спорной, поскольку связана с почти неизбежным нарушением целостности книги. Тем не менее, многочисленные поклонники дополнительных иллюстраций оставили заметный след в европейской истории скрапбукинга.
Родоначальником направления считается англичанин Джеймс Грейнджер, опубликовавший в 1769 году «Биографическую историю Англии» со специальными пустыми страницами для вклеивания иллюстраций.
Печатная книга 1794 года с иллюстрациями Гамильтона
Феноменальный успех книги даже породил термин «грейнджирование» (Grangerizing), который до сих пор используют на Западе для обозначения практики вклеивания дополнительных картинок.
Некоторые из наиболее известных «грейнджированных» книг конца XVIII столетия принадлежат Самуэлю Руддеру и графу Гамильтону. Образцы их работ представлены в библиотеке Хантингтона (Лос-Анджелес).
Скрапбукинг – двигатель социальных перемен
Современным мастерицам скрапбукинга будет трудно поверить, но в былые времена на Западе мирное творчество могло служить инструментом подрывной социальной и политической борьбы.
Грейнджирование и скрапбукинг были не просто хобби.
Во времена Английской Реформации католики, которые хотели внешне притвориться сторонниками новой церкви, тайно вклеивали изображения католических святых в свои библии и молитвенники. Некоторые священнослужители доводили это до уровня искусства!
В 1839 группа первых противников рабства опубликовала книгу под названием «Американское рабство как таковое». Книга была описанием бесчеловечных форм обращения хозяев с рабами, подкрепленная десятками уникальных и шокирующих читателя газетных вырезок и иллюстраций.
История скрапбукинга в XIX-XX столетиях
Только в XIX столетии впервые появились изделия скрапбукинга, напоминающие современные работы – стильно иллюстрированные сборники личных воспоминаний и фотоальбомы с первыми в истории фотографиями.
Главным толчком для развития скрапбукинга стала массовая печать.
Великолепно отпечатанные поздравительные открытки, визитные карточки, пригласительные, рекламные буклеты и другая полиграфическая продукция теперь рассматривались как материал для скрапа.
Газеты стали доступным повседневным источником информации, и мастерицы из всех слоев общества смогли приобщиться к их использованию в изделиях скрапбукинга. Это была настоящая революция.
Коллекция открыток конца XIX века, собранных в скрап-альбоме
Первые скрап-альбомы для кулинарных рецептов
В конце 1890-х и в начале 1900-х годов именитые кулинарные журналы, такие как Gourmet Magazine, начали поставлять хозяйкам тысячи чудесных печатных рецептов на любой вкус.
И сразу же дамы начали собирать любимые рецепты и хранить их в специальных книгах и альбомах. Эти первые скрап-альбома для кулинарных рецептов содержали журнальные вырезки вперемежку с записями от руки, изысканно оформлялись и служили семейным достоянием.
Изобретение фотографии и скрапбукинг
Несмотря на всю красоту поделок прошлого, оставался один технический барьер, наглухо отделявший скрапбукинг XIX века от современного творчества. Это, конечно же, изобретение фотографии.
Когда Жозеф Ньепс сделал первое фото в 1827, эти изображение были настолько примитивными и дорогостоящими, что никак не подходили на роль материала для массового творчества. Фотографии Ньепса требовали восемь часов воздействия света, чтобы появиться на бумаге!
Но техника совершенствовалась стремительными темпами, и уже в 1837 француз Луи Дагер разработал новый метод фотографирования, дававший более четкое изображение и занимавший всего несколько минут по сравнению с часами.
Ко второй половине 1850-х годов по Соединенных Штатах и Европе распространилась мода на новый формат фото, названный carte de visite («визитные карточки»). Эти крошечные фотографии были популярны на протяжении Гражданской войны в США и после ее окончания.
Снимки carte de visite печатали на листах по 8 фотографий, и было не редкостью обмениваться ими с родными или доставать у знаменитостей вместо автографа. Сотни карточек собирались в коллекциях и требовали изготовления специальных альбомов для хранения.
Типичная обложка скрапбукинг-альбома XIX века
Это были первые в истории полноценные скрапбукинг-альбомы.
Возникновение слова «скрапбукинг»
Первое упоминание о существительном scrapbook датируется 1821 годом (США), и относилось оно к записным книжкам с пустыми страницами для вставки собственных вырезок и иллюстраций. Глагол scrapbook впервые вошел в обиход значительно позже, в 1879 году.
Запатентованный скрапбукинг-альбом Марка Твена
Во второй половине XIX века, параллельно с возрастающим спросом на изделия скрапбукинга, компании начали продавать готовые скрап-альбомы. Учитывая высокий социальный статус увлечения и дороговизну печатной продукции, цены на альбомы были астрономическими.
Известный американский литератор Марк Твен придумал и запатентовал собственный скрап-альбом в 1872 год. Этому альбому суждено было перевернуть историю нашего творчества – настолько революционным оказалось изделие!
Каждая страница скрапбукинг-альбома содержала предварительно нанесенный клей в виде сетки. Покупателю оставалось только слегка смачивать слой и вклеивать фотографии в желаемом порядке.
Скрапбукинг-альбом Марка Твена был настолько успешен, что писатель заработал на нем порядка $100000 – баснословная сумма по тем временам. Особенно если учесть, что Том Сойер вместе с остальным литературным наследием принесли Твену чуть более $200000.
Так начиналась славная история скрапбукинга, которую пишем мы с Вами!